Недавно в одном из чатов выпускников Академии АНД разгорелась горячая дискуссия по поводу высказывания великого Адизеса о том, что «
целью менеджмента должно быть поддержание здоровья компании. Прибыль будет побочным продуктом.» [1] Как опытный полемист, Адизес в этом же блоге определил
здоровую компанию как оперирующую «
на основе взаимного доверия и уважения конструктивной культуры».
Выпускники активно предлагали свои 3-5 параметров оценки здоровья компании, но почему-то большинство предложенных показателей относилось к ее
финансовому здоровью.
А вот что такое «финансовое здоровье» компании, да еще и глазами совета директоров (а не менеджмента) – это очень непростой вопрос, как и вопрос о том, что такое здоровье человека и каковы его
основные количественные показатели, особенно если смотреть на всё это глазами «собственника» – самого пациента. Не удивительно, что членам советов директоров приходится овладевать навыками врача функциональной диагностики (однако нельзя забывать, что для получения этой специальности необходимо 2 года учиться в ординатуре на дневной форме обучения!), а то и реаниматора.
Финансовое здоровье – это только одна из групп количественных параметров, но они часто используются для получения интегральной качественной характеристики состояния здоровья компании. Причина популярности финансовых показателей и коэффициентов заключается в том, что большую их часть легко посчитать на калькуляторе. А вот как членам советов директоров правильно интерпретировать полученные численные значения, как структурировать и приоритизировать финансовый анализ, как не «наскочить на подводные камни» – эти навыки приходится совершенствовать на протяжении всей «директорской жизни».
При этом следует помнить, что набор важнейших количественных показателей финансового здоровья и их «нормальные» значения
для компаний на разных этапах их развития, как и показатели здоровья младенца, подростка, взрослого и пожилого человека, могут радикально отличаться. А особенности отрасли, в которой оперирует компания, оказывают такое же влияние на выбор параметров и определение «нормы», как и климатообразующие факторы применительно к человеческому здоровью.
Так как же узнать здорова ли компания в финансовом отношении? И нужно ли смотреть на прибыль? И на какую прибыль: валовую, операционную, чистую, EBITDA? С одной стороны, ответ очень простой: «It depends/ Это зависит», но он вряд ли удовлетворит члена совета директоров. С другой стороны, при отсутствии очевидных критических и опасных для жизни компании симптомов (например, выручка снизилась в 2‑3 раза или кредиторы обратились в суд с требованием о признании компании банкротом), можно предложить следующую
структуру анализа финансового здоровья:
1) положение дел в отрасли, на рынке, у основных конкурентов и изменение размера, масштаба деятельности компании
2) отчет о финансовых результатах и коэффициенты прибыльности
3) бухгалтерский баланс и показатели эффективности работы с рабочим капиталом и другими видами активов, а также коэффициенты ликвидности и закредитованности
4) отчет о движении денежных средств и причины изменения нетто-притока денежных средств от основной деятельности
5) коэффициенты инвесторов – как они видят компанию
На каждом этапе анализ динамики полученных числовых значений финансовых показателей и коэффициентов (как минимум за 2-3 года) сопровождается их сравнением с отраслевыми бенчмарками («нормой»).
Если компания
в процессе реализации принятой стратегии стала крупнее и прибыльнее, более эффективно работающей с ресурсами, не ухудшила ликвидность, закредитованность, нетто-движение денежных средств от основной деятельности и сохранила свою инвестиционную привлекательность, то совет директоров может быть спокоен за
текущее финансовое здоровье компании.
О том, какие сложности возникают у членов советов директоров при поиске ответа на вопрос о финансовом здоровье, мы поговорим на онлайн-встрече 24 сентября в 11:00 по Московскому времени.
[1]
https://adizes.by/blog/blog/kakoj-dolzhna-byit-czel-korporaczij,-ezheli-ne-pribyil/