РЕГИСТРАЦИЯ НА КУРС "ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР — UPGRADE"
29 ноября, начало 10-00, Москва
Регистрация обязательна.
ЗАПРОСИТЬ РАСПИСАНИЕ КУРСА "ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР — UPGRADE"
29 ноября, начало 10-00, Москва
Регистрация обязательна.
 

Блеск и нищета «управляющих компаний»
Новый материал Святослава Бирюлина


В России множество частных бизнесов де-факто представляет собой совокупность отдельных бизнес-единиц, насильственно удерживаемых под одной крышей. Над ними царствует «управляющая компания», нечто вроде верховного «политбюро», созданного для экономии издержек, но де-факто часто проедающая все, что зарабатывают (если зарабатывают) бизнес-юниты.
В итоге функции продаж делятся по каналам, у каждого канала свои ответственные, а сверху их накрывают, словно крышкой, «управляющей компанией» из юристов, бухгалтеров, логистики, IT и так далее.
Откуда берутся управляющие компании? Из неуемного желания быстрого роста. В поисках роста выручки компании не разрабатывают как следует существующие золотые жилы, то есть текущие продукты и каналы, а устремляются в новые каналы, поскольку издалека они манят простыми продажами, быстрой выручкой и жирной маржей. Я много видел за последние годы компаний, которые одновременно пытаются продавать один и тот же продукт и частным лицам, и малым предприятиям, и госкомпаниям, и условно частным монстрам вроде «Норникеля» или «Северстали».
Утверждать, что эта конструкция сама по себе плоха, было бы некорректно. Это лишь инструмент, как кухонный нож - в одних руках творит добро, в других причиняет страдания. Но сложности, однако, есть, и весьма серьезные, и их необходимо учитывать.
Первая сложность - с каждым новым каналом или рынком, присоединяющимся к «общей семье», требования к качеству управления удваиваются. Управлять монопродуктовой или моноканальной структурой в разы проще, чем мультипродуктовой.
В итоге компания в сумме может быть большой, но успехи в каждом отдельном канале можно оценить в лучшем случае как средние.
Вторая сложность - при такой конструкции у компании множество очень разных клиентов с очень разными ожиданиями от продукта. Но производство или закупки вынесены «назад», в УК, и штампуют одинаковый продукт, который потом отделы продаж пытаются впихивать разным клиентам. В итоге компания в сумме может быть большой, но успехи в каждом отдельном канале можно оценить в лучшем случае как средние. Более мелкие и более проворные конкуренты, фокусирующиеся на отдельных каналах или продуктах, уделывают нашего монстра одной левой, потому что лучше понимают клиента и реагируют на его запросы гибче из-за коротких цепочек принятия решений. У них нет УК, до которой нужно достучаться.
Третья сложность - сама УК постепенно утрачивает связь с реальностью. Рынков они не знают, клиентов не видят, потребностей их не чувствуют. Симулякры вроде «внутреннего клиента» в России категорически не приживаются. Не сможет менеджер по IT видеть клиента в своём коллеге, от которого он не получает денег и на которого, при желании, может нажаловаться или повысить голос.
Если в вашей компании это не так, то лучше очень вдумчиво рассмотреть две возможных опции.
История с УК и множественными структурами под ней имеет право на существование только в компаниях с высоким уровнем менеджмента и очень здоровой корпоративной культурой. Если в вашей компании это не так, то лучше очень вдумчиво рассмотреть две возможных опции.
Первая - не умножать сущности и сфокусироваться на чем-то. Например, на каком-то канале или продукте. Не быть середняком везде, а стать абсолютным чемпионом на отдельном участке. Вторая – если же это по каким-либо причинам кажется невозможным или слишком рискованным, максимально разделить все функции, включая и условно вспомогательные, между бизнесами. Чтобы каждая бизнес-единица имела полностью замкнутый контур со своим ответственным, например директором. Но так, чтобы этот ответственный отвечал реально за все. Да, это приведет к росту издержек, но может дать и рост эффективности. Эффект синергии, якобы возникающий благодаря общей УК, очень часто оказывается мнимым.
Что мне нужно начать делать, чтобы мой бизнес стал эффективнее.
Решиться на такие меры часто оказывается психологически непросто. Резать что-то когда-то созданное предприниматели не любят, воспринимая это как поражение. Но Друкер говорил, что управленец каждый день должен задаваться двумя вопросами: что мне нужно начать делать, чтобы мой бизнес стал эффективнее, и что мне нужно прекратить делать, чтобы мой бизнес стал эффективнее. И это очень мудрые слова.
Конечно, это тоже не панацея, и решение в каждом случае нужно принимать свое. Но нельзя забывать о главном принципе - чем сложнее структура компании, тем сложнее и многообразнее типы внутренних связей, а, значит, и выше требования к компетенциям на каждом уровне. Если же качество менеджмента не поспевает за сложностью структуры, то такие организации превращаются в монархии, где подданные совершенствуются не в эффективности, а в искусстве прокладывать себе путь к трону, топя конкурентов, то есть коллег.
Об этом и о многом другом мы будем говорить на программе «Генеральный директор UpGrade», которую мы проводим совместно с АНД и которая стартует 16 октября.
Святослав Бирюлин
Основатель Sapiens Consulting, эксперт в области стратегии
ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ
«ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР UpGrade»
«АКАДЕМИЯ
АНД»


единственный в России центр профессиональной подготовки предпринимателей, директоров и топ-менеджеров для работы в советах директоров
РАЗВИВАЮЩАЯ
СРЕДА


работа вместе с единомышленниками, занимающими топовые позиции в ведущих частных или публичных компаниях из разных индустрий позволяет принципиально расширить профессиональный кругозор
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ
ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ

вы можете использовать их сразу в бизнесе же, после выхода из аудитории
Задать вопрос о программе
Анастасия Кудрявцева
+7 (916) 384 24 33
ak@nand.ru