Новости сео

Какие вызовы стоят перед компаниями и СЕО в 2024 году?

Какие вызовы стоят перед компаниями и СЕО в 2024 году?

Николай Прянишников:

  1. Использование возможностей и рост бизнеса. Ррынок предоставляет уникальные возможности именно сейчас. Использование новых возможностей роста бизнеса – это наш вызов. Кто ими не воспользуется, тот упустит время.
  2. Сложности с персоналом: людей мало, люди требуют больше денег, растут затраты и сотрудников удержать сложно.
  3. Общий рост затрат: инфляция, рост капитальных затраты. Обеспечить рост выручки выше, чем рост затрат.

Александр Семенов:

Перед разными компаниями стоят разные вызовы и делать усредненные выводы стоит осторожно, потому что компании находятся в разных фазах, важно уходить в детали

  1. Основной вызов – это сохраняющаяся очень большая неопределенность. С этой неопределенностью, с которой мы жили последние годы, нам предстоит жить дальше.
  2. Корпоративная культура. Меняется рынок – меняются люди. Очень много происходит изменений в командах. Происходит «диффузия корпоративной культуры»: в российские компании приходят люди, которые работали в западных компаниях, те люди, которые раньше не были собственниками, вдруг этими собственниками стали. Корпоративная культура уже не будет, как раньше, эти изменения нам предстоит пройти.
  3. На рынке резко появилось много новых продуктов, с которыми мы не привыкли работать. Соответственно, появились новые конкуренты.
  4. Появляются новые возможности, которые нам нужно не упустить.
  5. Бум IPO, который происходит сейчас наиболее масштабно, в абсолютно новых условиях и требует других подходов к корпоративному управлению.

Как CEO совладать со скоростью изменений?

Александр Семенов:

Сейчас у CEO есть некий карт бланш, которого потом не будет: сейчас можно принимать непопулярные решения, быстрые решения и за счет них проводить изменения, которые раньше было проводить крайне сложно.
Что такое масштабирование? В цифрах

Александр Семенов:

Для меня масштабирование – это кратное увеличение бизнеса. Масштабирование включает в себя рынок, команду и модель. Важно понять, как обеспечить конкретной компании кратный рост, например, в 2 раза за год.

Если компания продуктовая, у нее есть спрос, а сервис не требует существенной адаптации, то можно расти и в 3-5 раз в год. Но если бизнес – это услуги и масштабирования будет идти за счет людей, то будет тяжело вырасти в 2 раза. Если без слияния и поглощения произошел рост даже на 30% в год, это очень хороший результат.

Николай Прянишников:

Масштабирование – это не просто линейный рост без какого-либо изменения бизнес-модели. Изменения в рамках масштабирования могут включать:

  1. Географический рост
  2. Выпуск новых продуктов.
  3. Увеличение количества бизнес-моделей
  4. Новые направления бизнеса

Все эти измнения + кратный рост компании в 2 или более раз за какй-то период времени – и есть масштабирование.

Есть ли будущее за франчайзингом как инструментом масштабирования. Был ли у вас такой опыт?

Николай Прянишников:

Да, франчайзинг – это очень хороший инструмент. И на самом деле, может быть, даже уникальная бизнес модель, где как раз может быть масштабирование ты стартует с небольшой сети, например, свои. Вот пример Форд Класс, он же показательный. А потом строят свои клубы. Но масштабировать бизнес за счет франчайзинга. Выходишь в другие города, выходишь в другие страны и вообще становишься международной компанией. Прекрасный инструмент масштабирования, им надо тоже профессионально заниматься. Это не так все просто. У тебя должна быть и своя модель правильная, и ты должен учить франчайзи, у тебя должна быть модель монетизации. Но по хорошему, очень хорошая модель для масштабирования.

Что чаще в вашей практике являлось драйвером, толчком для выбора стратегии роста через масштабирование – внутренние факторы, амбиции команды или внешние факторы? Черный лебедь, кризис какой-то и так далее?
Александр Семенов:

У нас на уровне ДНК компании заложен рост и предпринимательство. Мы не можем не расти, мы не можем не развиваться, не можем не думать о развитии. И наша задача с ростом бизнеса эту страсть не потерять. Чем больше становимся, тем больше понимаем, что для нас главный риск – потерять те ценности, потерять то драйв, ту энергию, которая заложена в основе компании. У нас это не связано с внешними обстоятельствами. Это внутренний фактор.

Роль СЕО в масштабировании? Кто он, ведущий или ведомый в этом процессе?

Николай Прянишников:

СЕО в вопросах масштабирования должен быть лидером и ведущим звеном. Совет директоров должен поддержать его, но он не заставляет CЕO двигаться и расти.



Александр Семенов:

Конечно, роль CEO является определяющей, Но на разных этапах развития компании могут быть разными CEO и у них могут быть разные задачи. Например, в первые 3 года в стартапе нужен прорыв. Ты с новым продуктом на новом рынке. А потом наступает какая-то стабильность. И тому первому лицу, который был эффективен на первом этапе, дальше неинтересно, он в построении процессов неэффективен. Ответ на этот вопрос всегда привязан и к компании, и к конкретному человеку, тогда и роли могут меняться.

Насколько правильно говорить, что кратный рост бизнеса может должен временно приводить к падению доходности, прибыльности бизнеса?

Николай Прянишников

Идеальная модель – это конечно расти и не снижать маржинальность, но надо быть готовым, что иногда тебе придется маржинальностью пожертвовать. При этом очень важно правильно все просчитать и не обмануть себя. Потому что это потенциально очень высокий риск для любого компании.

Александр Демиденко

В FMCG допускается снижение общей прибыли, но не допускается снижение маржинальной прибыли при росте, потому что при снижении маржинальной прибыли, ты просто продукт никогда не вернешь в ценовое позиционирование, если ты цену рушит. Вот расходы, да: нанять больше сейлзов, сразу дать больше ТВ рекламы – это возможно краткосрочно, но не трогается маржа.